Преса про мене

«1» «2» «3» «4» «5» «6» «7» «8» «9» «10» «11» «12» «13» «14» «15» «16» «17» «18» «19» «20» «21» «22» «23» «24» «25»

Постсоветское информационное пространство: в отсутствие свободы

Зарубежье | 26 декабря 2006 11:55
21 декабря, когда практически все информационные агентства мира уже сообщили о кончине президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, СМИ Узбекистана были, пожалуй, единственными на планете, кто хранил по этому трагическому поводу ледяное молчание. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.
I. Погибшие журналисты
Украина/Крым
20 декабря в районе Ак-Мечеть в Симферополе было найдено тело лидера молодежной крымско-татарской организации «Бирлик-Единство», редактора газеты «Голос молодежи» Норика Ширина. На теле обнаружены многочисленные колото-резаные раны. Прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 Уголовного кодекса Украины (преднамеренное убийство).
Правоохранительные органы отрабатывают три версии убийства Норика Ширина. Об этом на брифинге в Симферополе сообщил заместитель прокурора Крыма Владимир Бойко.
По словам Бойко, первая версия — Ширина убили из-за его общественно-политической деятельности, вторая версия — бизнесовая деятельность (Ширин являлся учредителем коммерческого предприятия) и третья — бытовая версия убийства.
По информации Бойко, в настоящее время нет ни подозреваемых, ни задержанных в убийстве Ширина.
Глава Меджлиса Мустафа Джемилев не связывает убийство лидера молодежной крымскотатарской организации с его общественной деятельностью
II. Задержания и аресты журналистов
Казахстан
15 декабря сотрудники Финансовой полиции по городу Алматы арестовали корреспондента Казахской редакции радио «Азаттык-Свобода» по Кыргызстану Азамата Жетпибаева, прибывшего в качестве частного лица на международную конференцию «Демократическое движение в Казахстане и других постсоветских государствах: истоки, эволюция и перспективы».
Руководитель Казахстанского представительства радио «Азаттык-Свобода» Кенжебек Тыныбаев, после звонка Азамата Жетпибаева прибыл в Финансовую полицию для выяснения оснований ареста. Конкретной информации он так и не получил, вместо этого ему предложили поставить свою подпись на некоем документе, который представлял собой едва различимый, практически нечитаемую ксерокопию текста. Поскольку Тыныбаев не смог прочесть текст, он попросил предоставить ему оригинал или возможность встретиться с руководством, которое бы могло дать внятные объяснения о случившемся. После чего его без объяснений выпроводили из здания финполиции.
Азамат Жетпибаев на протяжении всего времени задержания лишен возможности встречаться с адвокатом, родными. В финансовой полиции объясняют эту меру тем, что А. Жетпибаев был объявлен в розыск департаментом финансовой полиции Астаны по ст. 177 ч.2 УК РК (Мошенничество). Его обвиняют в нецелевом использовании финансовых средств во время выборной компании маслихата. Пока неизвестно, когда его этапируют в Астану.
Ряд молодежных движений выступили в защиту арестованного журналиста и активного деятеля Союза Патриотической Молодежи Казахстана (СПМК) Азамата Жетписбаева. Они рассматривают арест как наступление на политические свободы и на независимые общественные силы страны
III. Судебные и юридические преследования
Беларусь
Как стало известно 21 декабря, член Партии БНФ Вадим Конопацкий подал в суд иск к газете «Рэспублiка», учредителем которой является Совет министров Беларуси, и автору публикации «Деньги и демократы» Андрею Сотникову.
В вышеуказанной публикации говорилось: «Представитель штаба А.Милинкевича В.Конопацкий получил от руководителя литовского офиса Международного республиканского института (IRI) Т.Олсена грант в размере 5 тысяч долларов США „на развитие лесной инфраструктуры Минской области“ и взял эти деньги себе»/ Конопацкий утверждает, что эта информация не соответствует действительности.
В иске, поданном в суд Советского района Минска, Конопацкий требует опубликования опровержения и материальной компенсации как от редакции, так и от автора материала.
Грузия/Абхазия
19 декабря журналист газеты «Чегемская правда» Антон Кривенюк был приглашен в прокуратуру, где ему сообщили, что Минздрав Республики Абхазия подает на него суд из-за статьи «В Абхазии грядут реформы», опубликованной 12 декабря. В упомянутой статье Кривенюк назвал область здравоохранения «сильно коррумпированной». Министр здравоохранения счел, что это оскорбляет корпоративную честь абхазских медиков.
Казахстан
По информации, поступившей 22 декабря, в Алматы продолжается суд над независимым журналистом Казисом Тогузбаевым, которого обвиняют в посягательстве на честь и достоинство президента Казахстана в результате публикаций в Интернет-блоге «Куб».
Процесс начался с обиды судьи Русаковой на 31 канал, который, несмотря на предупреждение, осмелился дать картинку с судьей в телевизионных новостях.
Были допрошены двое «инициаторов» уголовного дела против журналиста — оперуполномоченный ДКНБ Мамедгасанов и подполковник юстиции, следователь Жумажанов.
Ни один из допрошенных так и не смог ответить суду, чья же была действительная инициатива начать дело. Но оба ссылались на Астану, откуда в областной департамент прислали уже готовую первую экспертизу обидных для президента материалов журналиста Тогузбаева.
Стало известно, что Мамедгасанов, не имея на то полномочий, произвел вторую экспертизу материалов Тогузбаева. Далее за дело взялся, ставший специалистом в своем деле (на его счету возбуждение дел по аналогичной статье против журналиста Сергея Дуванова и активиста оппозиционной партии «Настоящий Ак Жол» Жасарала Куанышалина), следователь Жумажанов. Однако ни один из них опять же не ответил, почему обвиняемого ознакомили с результатами экспертизы через несколько месяцев после получения результатов, хотя журналист был вправе сделать экспертам отвод или предложить собственные вопросы; равно как и на то, почему вопросы, приложенные к делу, и по количеству и по смыслу отличаются от данных экспертом ответов. Не смогли добиться от них ответа на вопрос, куда из дела пропали семь страниц приложения, отправленного на экспертизу. Так и не добившись ответов от оперативника и следователя, которые в основном ограничивались фразами: «Не помню», «Не знаю», судья вынесла свое резюме: «Это его видение закона».
Участники судебного процесса по обвинению журналиста Казиса Тогузбаева в посягательстве на честь и достоинство президента страны также выслушали показания экспертов-филологов. Приглашенная в суд в качестве независимого эксперта, кандидат наук Рахиля Карымсакова изучив публикации, высказала сторонам свою точку зрения: «По публикации „Мафиозный режим покрывает убийц Алтынбека Сарсенбаева“ слов, выражений оскорбительного характера мы, я как специалист не выявила»
Что же касается второй статьи, то она считает, что ее можно рассматривать как порочащую честь и достоинство президента.
IV. Иные формы давления на редакции и журналистов. Случаи конфликтов с властью и политическими организациями
Азербайджан
22 декабря редактор газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев заявил, что хакеры дважды взломали их сайты.
***
В Баку по неизвестным причинам приостановлен выпуск еженедельных газет «Азербайджан Йолу» («Путь Азербайджана») и «Йени Душунджа-Азербайджан» («Новая Мысль-Азербайджан»), отражающих в своих номерах проблемы азербайджанцев. Об этом сообщает ИА REGNUM 22 декабря. Обе газеты являются изданиями Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ), а их учредители — члены семьи президента НААГ Дашгына Гюльмамедова.
Генеральный секретарь НААГ Сабухи Сулейманов заявил, что издание вышеуказанных газет приостановлено лишь на время и вскоре непременно возобновится. По словам Сулейманова, у издателей нет финансовых проблем, и выходу газет никогда не чинилось препятствий со стороны азербайджанских властей. Согласно непроверенной информации от источника в НААГ, причиной невыхода указанных газет стало обострение отношений среди выходцев из грузинского азербайджанонаселенного региона Борчалы (Квемо Картли), постоянно проживающих в Баку. Напряженность в среде борчалинских выходцев резко возросла после того, как недавно глава НААГ в своем интервью газете «Хурал» подверг критике генерального прокурора Азербайджана Закира Гаралова и председателя Государственного агентства стандартов, метрологии и патентов Рамиза Гасанова, которого считают человеком, достаточно приближенным к президенту страны Ильхаму Алиеву.
Грузия
6 октября у журналиста, работающего на местной радиостанции «Герети» произошел конфликт с бывшим депутатом парламента Давидом Капанадзе, которому не понравились материалы, вышедшие в эфир. Затем экс-депутат несколько раз ударил журналиста и пригрозил ему закрыть его радиостанцию, после чего Самхарадзе обратился в суд.
Суд в свою очередь принял решение закрыть уголовное дела и признать экс-депутата невиновным, поскольку его действия не были хулиганскими, и истцу не было нанесено каких-либо увечий. Об этом сообщили 22 декабря.
Молдова
16 декабря в 16.50, во время Дня открытых дверей, когда в прямом эфире обсуждались проблемы, связанные с реорганизацией радиостанции, вещание было прервано под предлогом выхода из строя всех передатчиков. Согласно официальному письму ГП «Radiocomunicatii», причиной приостановления 16 декабря вещания радиостанции «Antena C» являются «неисправности оборудования технических систем».
Одновременный выход из строя всех передатчиков, вещь очень странная, заявил эксперт в области электросвязи, который попросил не называть его имени. Он отметил, что в субботу и в воскресенье произошло слишком много совпадений, чтобы можно было поверить заявлению о технических неполадках. Вместе с тем, эксперт утверждает, что если в течение четырех дней неисправности не были устранены, значит это происходит по чьему-нибудь указанию.
На запрос Info-Prim Neo, доктор физических наук Штефан Урыту сказал, что изучил эту проблему в качестве председателя Хельсинского комитета по правам человека в Молдове. По его словам, неисправности выдуманы и он допускает, что приказ о прекращении вещания был дан самим исполняющим обязанности примара Василе Урсу. Ш. Урыту отметил, что поврежденная деталь, о которой упоминает ГП «adiotelecomunicatii» имеет сотни каналов, из которых активированы лишь 3 — для Радио Молдова, «Antena C» и «Серебряный Дождь». В случае если бы было желание возобновить вещание «Antenа C», можно было бы задействовать другие каналы, подчеркнул цитируемый источник.
По словам Урыту, прекращение вещания «Antenа C» выражает жизненный интерес высшего руководства. Говоря об органах или лицах, имеющих право давать указания о прекращении вещания радиостанции, он назвал Высший совет безопасности, если радиостанция подстрекает к войне и насилию, Генеральную прокуратуру, судебные инстанции, но во всех случаях это делается с обязательным информированием общества.
19 декабря Хельсинский комитет по правам человека в Молдове потребовал от парламента создать смешанную комиссию с участием представителей парламентских фракций и гражданского общества для проверки причин неисправностей.
Помимо этого на «Antenа C» были назначены новые административные сотрудники. На запрос журналистов исполняющий обязанности примара Василе Урсу изначально заявил, что новые администраторы муниципальных вещателей были назначены Муниципальным советом, а затем «исправился», уточнив, что МСК наделил его правом найти и назначить администраторов. Он «их нашел и назначил» уже на следующее утро после заседания МСК, на котором были сняты с должности бывшие директора.
В тот же день, говорят сотрудники «Antenа C», новый администратор Вячеслав Сытник привел нескольких коллег из общественной компании «Teleradio-Moldova», которые должны были заменить журналистов муниципальной радиостанции.
Ведущая программ на «Antenа C», Лучия Кулев сказала, что в ночь с субботы на воскресенье она настояла на том, чтобы ее пропустили в здание забрать лекарства и ежедневник, оставленные в студии. «Я была удивлена, увидев в студии незнакомых женщину и трех мужчин, один из которых учил ее, как работать за пюпитром», — сказала она.
Узбекистан
20 декабря стало известно, что исполняющий обязанности главного редактор газеты «Хуррият» Исмат Худояров получил строгий выговор от Аппарата президента, за размещение на сайте газеты линка info.islom.uz, помещенный журналистами «Хуррият» на сайте газеты hurriyat.uz. Выговор получен от Совета безопасности при президенте Узбекистана, который хорошенько отчитал главного редактора за допущенную халатность и невнимательность. Также Хидоярову пришлось отчитываться перед Фондом поддержки и развития печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана.
Украина
Мэр Киева Леонид Черновецкий подписал распоряжение об увольнении главного редактора газеты «Вечерний Киев» Людмилы Воробьевой. Об этом 22 декабря сообщил «Украинской правде» депутат от БЮТ в Киевсовете Александр Бригинец.
По его словам, накануне Воробьева провела очередную конференцию совместно с председателем комитета Верховной Рады Андреем Шевченко по поводу ситуации в издании.
По данным Бригинца, место Воробьевой займет бывшая сотрудница «Вечерки» Светлана Синякова, которая якобы сотрудничала с пресс-службой Киевсовета.
V. Ограничение доступа к информации
Туркменистан
Ашхабад готовится к похоронам Туркменбаши. Телевидение часами показывает образ ушедшего диктатора, на мобильные телефоны шлют смс-сообщения о безвременной кончине вождя и заставляют идти на похороны.
С момента известия о смерти Ниязова, страну погрузили в полнейший информационный вакуум. Все новости население узнает из передач российских телевизионных каналов и передает из уст в уста. Доступ в Интернет сильно ограничен.
Местное телевидение часы напролет транслирует передачу о жизни «великого вождя нации», потом переходит на чтение написанной им книги «Рухнама» и редкие выступления и.о президента Гурбангулы Бердымухамедова, который объявляет, что «каждый гражданин полностью поддерживает курс, избранный Великим Туркменбаши, и будет придерживаться его».
Узбекистан/Туркменистан
21 декабря, когда практически все информационные агентства мира уже сообщили о кончине президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, СМИ Узбекистана были, пожалуй, единственными на планете, кто хранил по этому трагическому поводу ледяное молчание.
И только в вечернем выпуске телевизионных новостей информационная программа «Ахборот» сообщила о смерти Туркменбаши и передала от имени руководства и правительства Узбекистана искренние соболезнования родным и близким покойного, а также туркменскому народу.
На протяжении всего четверга ни одна частная радиостанция ни словом не обмолвилась о скоропостижной смерти туркменского лидера.
Из конфиденциальных источников удалось установить, что причиной тому стало устное указание, исходящее из правительства Узбекистана, так как боялись вольный комментарий по поводу этого. Нельзя было исключить вероятность использования репортерами неких нежелательных параллелей, предоставляющих радиослушателям простор для размышлений.
Комментарий юриста Центра экстремальной журналистики Виктории Блонской (III Беларусь)
«Субъекты средств массовой информации, а также другие физические и юридические лица несут гражданско-правовую, административную, уголовную или иную ответственность за нарушения законодательства Республики Беларусь о печати и других средствах массовой информации», гласит ст. 46 Закона РБ «О печати и других средствах массовой информации».
Законом РБ О печати, установлена обязанность журналистов проверять достоверность полученных им сведений, а также представлять для публикации объективную информацию (ст. 40).
В рассматриваемой ситуации, именно соблюдение журналистом данных обязанностей при подготовке и публикации материала должно быть, на наш взгляд, решающим в исходе судебного разбирательства.
Согласно ст. 47, «редакция, редактор (главный редактор), журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан и организаций, ущемляющих права и законные интересы граждан или представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (либо) правами журналиста, в случаях, если они:
- присутствуют в обязательных (официальных) сообщениях;
- получены от информационных агентств;
- получаются в ответ на запрос информации или в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
- являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов на сессиях, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
- содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, или в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
- являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено;
- содержатся в сообщениях или материалах, помещаемых в средствах массовой информации учредителем в соответствии со статьей 19».
Нападения на журналистов, угрозы расправы
1 — Украина/Крым
Задержания и аресты журналистов
1 — Казахстан
Юридическое и судебное преследование журналистов
1 — Беларусь
1 — Грузия/Абхазия
1 — Казахстан
Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями
2 — Азербайджан
1 — Грузия
1 — Молдова
1 - Узбекистан
1 — Украина
Ограничение доступа к информации
1 — Туркменистан
1 — Узбекистан
Туркменистан
Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)
Постоянный адресс статьи:
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=31891

Підписатися на новини Бригинця






Відписатись | Активувати

Історія ОУН-УПА
Facebook
Twitter

Олександр Бригинець / Александр Бригинец

При повному або частковому передрукуванні,
посилання на Бригинец.com обов'язкове.

Прес-служба
o.br@ukr.net


© 2007-2021




Полезные новости